В прошлом месяце Apple опубликовала итоги финансового квартала, который закончился 31 декабря 2016 года. Доход компании за этот период составил $78,4 млрд — на $2,5 млрд больше, чем год назад, и на $1 млрд больше, чем прогнозировали аналитики Wall Streer.

«Мы продали 78,3 млн iPhone — это наш лучший результат, мы побили рекорд, — похвастался гендиректор Apple Тим Кук. Естественно, он уточнил, что такое достижение стало возможным только благодаря выходу iPhone 7 и iPhone 7 Plus — флагманов корпорации в 2016 году.

Внезапный успех этих продуктов на первый взгляд кажется загадочным. Сразу после презентации в адрес Apple прозвучало три вопроса:

  1. «Где инновации?» Типичная претензия тех, кто считает, что компания должна каждый год выпускать мегареволюционные продукты уровня первого iPod, первого iPhone или первого iPad.
  2. «Где новый дизайн?» Справедливый упрёк тех, кто считает, что держать один и тот же корпус три года — несолидно.
  3. «Зачем убрали разъём для наушников?» Вопрос, который не имеет ответа. Отверстие исчезло, с этим придётся жить.

Затем вскрылись ещё два минуса. Во-первых, глянцевые iPhone 7 слишком быстро и легко царапались. Во-вторых, модели в самом популярном цвете очень долго были дефицитными — компания предлагала оставлять предзаказы, но не сообщала, когда девайсы довезут до прилавков. В итоге люди ждали новинку неделями.

Со всех сторон iPhone 7 выглядел если не провальным, то как минимум посредственным. Общие настроения в IT-изданиях и среди поклонников бренда были именно такими: все в одном тоне писали, что хитрая Apple приберегла сюрпризы на iPhone 8, который выйдет в этом году.

Впрочем, последнее утверждение ещё может оказаться правдивым. Но тезис о заурядности iPhone 7 разбивается данными о продажах: если Apple поставила рекорд, значит, миссия выполнена — других метрик здесь нет.

В издании life решили разобраться, почему iPhone 7 оказался таким популярным.

Как iPhone 7 «порвал» всех конкурентов:	Фото - 7

1. Провалы конкурентов

В Apple всегда очень грамотно бронируют время для презентации: к сентябрю Android-флагманы, показанные на CES (в январе) и MWC (в марте), уже слегка устаревают. Но главное, что в прошлом году Тим Кук неожиданно получил шикарный подарок — скандал со взрывами Samsung Galaxy Note 7. Таким образом, единственным серьёзным конкурентом iPhone 7 стал мощный Google Pixel, но его производитель не справляется с удовлетворением спроса (особенно за пределами Штатов).

Итог закономерен: на ключевом для себя рынке США Apple прибавила 10% выручки. Во многом это удалось за счёт того, что в Америку до сих пор не хлынули дешёвые смартфоны из Китая. По той же причине Apple прибавила 20% выручки в Японии. Эти достижения позволили компенсировать 12-процентное падение выручки в Китае.

2. Обновления

Эту причину можно назвать естественной, но и здесь есть своя логика. Как показывает статистика, обычно люди, предпочитающие iOS, обновляют смартфоны раз в два года. Соответственно, цикличность подразумевает либо апдейты с обычной версии на обычную (с iPhone 4 на iPhone 5), либо с S-версии на S-версию. Стандартный шестой iPhone продавался лучше, чем iPhone 6s, — следовательно, людей, которые готовились сменить «шестёрку» на «семёрку», изначально было много.

А ещё Тим Кук заявил о рекордном количестве «перебежчиков» с Android. Глава Apple не назвал точных данных, но можно предположить, что в iOS-веру обратились те пользователи линейки Galaxy Note, которые ждали и не дождались нового фаблета от Samsung.

3. Феноменальный маркетинг

Раньше Apple не так активно вкладывалась в рекламу, но сейчас Тим Кук не жалеет свободных средств на установку билбордов. Фотографии с подписью «Снято на iPhone 7» постоянно встречаются даже в России, а в Штатах от этих баннеров вообще никуда не деться.

Идею стоит признать гениальной: Apple изначально делала акцент на камерах в iPhone 7 и iPhone 7 Plus, а затем наглядно показала, на что способны модули в новых смартфонах. Всего трёх слов и одной картинки оказалось достаточно, чтобы те пользователи, для которых камера — главное в девайсе, сделали свой выбор.

4. Смерть iPad mini

iPad mini очень раздражал Тима Кука с финансовой точки зрения: он хорошо продавался, но отнимал долю у других продуктов и не приносил такой прибыли, как они. Легко заметить, как неохотно Кук обновляет 7,9-дюймовый планшет в последние годы, — сейчас этот гаджет находится в состоянии клинической смерти.

Зато iPhone Plus (все три поколения, включая «семёрку») выдали лучший квартал в истории: людей лишили бюджетной альтернативы, поэтому они вынуждены совмещать смартфон и планшет в одном корпусе.

Как iPhone 7 «порвал» всех конкурентов:	Фото - 7

5. Налаженные поставки

Осенью iPhone действительно с трудом доезжал до магазинов, но к праздникам Тим Кук решил этот вопрос и заставил покупателей забыть о слове «дефицит» на весь рождественский период. Так гендиректор Apple разобрался с прошлогодней проблемой, когда iPhone 6s исчез с прилавков в первые дни декабря.

Вообще, если верить авторитетному журналисту и подкастеру Джону Груберу, Кук блестяще справился с задачей по оптимизации стоимости продаж (показатель, который отражает все затраты компании на производство и сбыт товара). Поэтому седьмой iPhone в любом цвете корпуса ещё долго можно будет купить в любом официальном магазине.

Как iPhone 7 «порвал» всех конкурентов:	Фото - 7

6. «Длинный» квартал

Продолжительность большинства финансовых кварталов составляет 13 недель, но иногда этот срок волею календаря увеличивается до 14 недель. Так произошло и сейчас, причём дотошный журналист Джеф Джонсон из Developer of Underpass выяснил, что если бы квартал был стандартным, то Apple зафиксировала бы «минус» в сравнении с аналогичным кварталом 2015 года.

Что в итоге?

Из шести причин, перечисленных выше, две связаны с удачей (длительность квартала и взрывы Galaxy Note 7), одна — с привычками покупателей (обновление раз в два года) и три — с менеджерским талантом Тима Кука.

Но iPhone 7 действительно оказался весьма спорным устройством. Зато iPhone 8 будет настоящей проверкой и для Apple, и для Тима Кука: уже сейчас с этим смартфоном связано столько ожиданий, что разочаровывать потенциальных покупателей никак нельзя. Тем более в этом году вряд ли у главного конкурента опять взорвётся флагманский смартфон.