Первые действительно персональные компьютеры Apple вышли в 1984 году. Предложенные 33 года назад графический интерфейс и недорогая цена приобщили к технике даже детей. Именно то время ознаменовалось переходом от командной строки с клавиатурным вводом к интуитивно понятному взаимодействию с помощью мыши и иконок, что было равноценно появлению iPhone на мобильном рынке. Тем не менее три десятка лет назад Apple подверглась критике общественности за решение перейти от использования командной строки к графическому интерфейсу.

krit-6

Apple всегда целилась выше рядовых потребителей, создавая дорогие и качественные продукты, но первый серьёзный рывок компания совершила с недорогим компьютером Macintosh 128К. Он разрабатывался более пяти лет и унаследовал технологии Xerox PARC. Благодаря их идеям устройство получило графический интерфейс и мышь, когда управление в других моделях происходило через ввод текстовых команд в консоль.

В то время как Стив Джобс, ознакомившись в 1979 году с прототипом графического интерфейса (GUI) и средств управления в лаборатории Xerox PARC, сразу разглядел за ними будущее персональных компьютеров, другие продолжали считать GUI карикатурной причудой, отмечает 3Dnews. Оппоненты считали, что этот способ взаимодействия с ПК не может предложить ничего серьёзного взамен компьютерного терминала. Всё это воспринималось как нелепая и бессмысленная попытка заменить текст изображением.

krit-3

Даже спустя два года после выхода Macintosh журналист Крис Гойенс сетовал на распространение графических интерфейсов: «То, что началось как революция Macintosh, — использование „мыши“ для наведения курсора и вызова различных команд, представленных иконками: изображения файловых папок, электронных калькуляторов, палитры художника и мусорного ведра — теперь распространилось». Автор указывал на феномен «иконкомании» и называл GUI «сомнительным благом». По его словам, система не давала особых улучшений, а в том же в текстовом редакторе не было принципиальных нововведений.

33 года назад Apple критиковали за отказ от командной строки в пользу графического интерфейса:	Фото - 4

Тогда же преподаватель Марсия Хелио из Университета штата Делавэр написала критическую статью для San Jose Mercury News. Она утверждала, что студенческие работы, выполненные на Macintosh с графическим интерфейсом, оказываются хуже, чем на компьютерах IBM с командной строкой. В интервью преподаватель сказала, что за 12 лет обучения не встречала такого количества небрежных работ, и привела сравнение: «Давать Macintosh учащемуся — то же самое, что посадить 16-летнего за спортивный автомобиль». А газета добавила: «Пиктограммы, мышь, шрифты и графика, делающие машину простой в использовании, могут столь же легко мешать творческим способностям ума при письме».

krit-1

Как бы то ни было, внедренная Apple идеология графического интерфейса и иконки программ на основе элементов реального мира продержались на рынке почти 30 лет с минимальными изменениями. Графические интерфейсы изменили мир к лучшему, а время доказало не только правоту Стива Джобса

Новым этапом развития интерфейсов становятся голосовые команды, за которым последует сопутствующая волна беспокойств и критики.