Обозреватель издания Business Insider Дэйв Смит написал статью о том, почему Apple столкнулась с серьезной проблемой из-за расширения линейки продуктов. По его мнению, Apple уже проходила через этот этап 20 лет назад и преодолеть его помогло только возвращение Стива Джобса и его решение резко сократить ассортимент компании. Vc приводит мнение журналиста.

jobsing-2

К моменту возвращения Стива Джобса в Apple компания была в удручающем состоянии. Несмотря на успех, который пришел к компании в начале 80-х годов после выпуска компьютеров Apple II и Macintosh, десятилетие спустя ее выручка упала, а в 1996 году продажи сократились на 30% по сравнению с предыдущим годом.

«Это произошло из-за того, что Apple выпускала слишком много продуктов. И хотя у компании была дюжина разновидностей Macintosh, она не могла донести до потребителей, в чем заключается их отличие от конкурентов. Проще говоря, она не умела фокусироваться», — пишет Смит.

Однако приход Джобса все изменил. К сентябрю 1997 года он урезал ассортимент на 70%, отказавшись от производства принтеров и серверного оборудования. «Вы талантливые люди. Вы не должны тратить время на такие паршивые продукты», — сказал он одной группе разработчиков.

«Внезапное изменение стратегии спасло компанию. Сокращая линейку продуктов, Apple пришлось уволить более трех тысяч сотрудников, но это спасло ее баланс. И уже к следующему январю Джобс объявил о первом прибыльном квартале за последние несколько лет. Apple сделала то, чего не делала никогда: и это сработало», — рассказывает Смит.

Смена стратегии

Возвращение Джобса в компанию вызвало серьезные изменения в ее внутренней культуре: теперь разработчикам нужно было фокусироваться на небольшом количестве продуктов, но делать их максимально качественными. Джобс и руководитель дизайнерского отдела Джонни Айв следили за тем, чтобы в компании не было ничего лишнего, и продукты, бизнес и маркетинг стали воплощением этой философии.

«В результате компания добилась невиданных успехов. iPod, iPhone и iPad моментально покорили мир и изменили способ взаимодействия людей с технологиями. Apple стала самой крупной и дорогой компанией в мире», – пишет Смит.

«Но в 2011 году Джобса не стало, а Айв, его партнер и духовный последователь, все реже и реже появляется в компании. Многие верят, что в скором времени он уйдет. Судя по достижениям Apple в этом году, без Джобса и Айва у компании могут возникнуть проблемы», — рассказывает Смит.

jobsing-3

История повторяется

Сейчас Apple выпускает 46 разных версий своих продуктов, начиная от смартфонов и планшетов, и заканчивая часами и компьютерами. «Важно не количество продуктов, а количество обнаруженных проблем и неисправностей. Без них не обходится ни один новый релиз Apple», — пишет редактор Business Insider.

iPhone

Многие владельцы iPhone 6 и iPhone 6s жалуются на проблему отключения устройства даже с высоким зарядом батареи. «Это то, что происходит прямо сейчас, но Apple так и не удалось разобраться, в чем причина этой неисправности, или же компания не хочет разглашать эти сведения», — рассказывает Смит.

У Apple существует программа замены, однако она не охватывает всех пользователей, пострадавших от этого бага, пишет редактор Business Insider: «По словам сотрудников компании, неисправность стала одной из главных проблем для ритейлеров».

jobsing-4

MacBook Pro

Продолжительность работы батареи оказалась меньше, чем было заявлено в рекламе. «Apple обещала, что устройство будет работать до 10 часов без подзарядки, однако многие покупатели отметили, что заряда хватает только на семь-восемь часов.

«Кроме того, у новой модели нет слота для SD-карты и коннектора MagSafe, поэтому разъем может сломаться, если кто-то споткнется о кабель зарядного устройства. Также устройство оказалось гораздо дороже, чем предыдущие модели, что также не обрадовало покупателей и фанатов», — комментирует редактор Business Insider.

AirPods

Apple не успела выпустить первую партию беспроводных наушников в октябре, они появились в продаже только к середине декабря. Кроме того, они оказались гораздо дороже EarPods — обычных проводных наушников: 12 990 рублей против 2390 рублей. «Они выглядят некрасиво, и их легко потерять. К тому же людям выгоднее покупать наушники с проводами», — пишет Смит.

Apple Watch

Второе поколение часов от Apple практически ничем не отличается от предыдущей версии: «Теперь устройство водонепроницаемо и в нем стоит GPS-модуль. Но это по-прежнему массивные часы с некрасивым и неинтуитивным интерфейсом», – отмечают в Business Insider.

Apple TV

По мнению Смита, у устройства очень неудобный пульт: «Он мал, а сенсорная панель очень чувствительна. Пульт постоянно куда-то теряется и срабатывает от малейшего прикосновения. Кроме того, у него слишком много кнопок. Я удивлен, что руководство Apple одобрило дизайн этого продукта».

jobsing-7

Переходники

«Для нового iPhone требуется переходник для проводных наушников. Для нового MacBook нужны другие переходники, например для SD-карт и Lightning-коннекторов. Переходники неудобно носить с собой, и они очень легко теряются. Это создает дополнительные неудобства», — пишет Дэйв Смит.

jobsing-9

Проблемы с софтом и рекламой

По мнению автора, многие программы и сервисы Apple уже устарели и требуют переработки.

  • Apple Music. «Сервис неудобен, несмотря на то, что интерфейс был обновлен в 2016 году. Кроме того, в отличие от Spotify тут сложно искать интересную музыку от похожих исполнителей», — пишет редактор Business Insider.
  • iTunes. По мнению Смита, в сервисе слишком много секций и меню, что исключает возможность интуитивного использования.
  • App Store. «Платформа находится в беспорядке, там не интересно искать новые приложения. Она не персонифицирована, то есть не предлагает новые приложения в зависимости от уже установленных», — рассказывает Дэйв Смит.
  • Стандартные приложения Apple («Почта», «Погода», «Новости», «Кошелек», «Здоровье», «Часы» и «Календарь») уступают аналогам от сторонних разработчиков.

jobsing-6

Также автор отмечает, что упало качество рекламных кампаний Apple: «Маркетинг был одним из любимых аспектов Джобса. При нем компания представила одни из самых лучших рекламных кампаний, например «1984», или «Силуэт iPod», или Think Different».

«Но последние рекламные кампании Apple стали, откровенно говоря, не такими хорошими. Вы можете указать на любой фактор: на недостаток оригинальности, стиля или юмора, но факт остается фактом: за последние пять лет Apple не представила ни один примечательный ролик», – сказал Смит.

Автор рассуждает, что нынешние продукты Apple страдают из-за того, что компания фокусируется на будущих проектах: «Сообщается, что Apple работает над очками виртуальной или дополненной реальности, а также над системой для самоуправляющихся автомобилей. Для этих проектов требуются сотни сотрудников, но результаты их работы появятся только через много лет».

Вместо этого компании следует сосредоточиться на оптимизации нынешних продуктов и сервисов: «iTunes нуждается в глубокой переработке, а трехлетний Mac Pro уже больше не соответствует потребностям целевых клиентов. И это удивительно, что Apple не подготовила даже небольшое обновление, чтобы поддержать производительность устройства».

Есть ли выход?

По мнению редактора Business Insider, несмотря на то, что Стива Джобса больше нет, а Джонатан Айв может покинуть компанию, Apple по-прежнему может исправить проблемы: «Все дело в фокусе. Нужно сократить количество текущих проектов и обеспечить хорошее управление оставшимися. Компании придется совершить непростой выбор и отказаться от наименее успешных продуктов».

iTunes

«Мне потребовалось десятилетие, чтобы довести до совершенства мою музыкальную библиотеку в iTunes, но с появлением Apple Music и Apple TV я не вижу причин, по которым Apple следует дальше размещать контент на такой старой платформе», — пишет Смит.

По мнению автора, компании следует заменить iTunes на Apple Music и провести ребрендинг iTunes Store, чтобы и дальше продавать цифровые копии фильмов, музыки и другого контента.

MacBook

Также автор считает, что Apple следует объединить линейки MacBook Air и MacBook: «В этом случае, когда вы будете выбирать ноутбук, вы будете обращать внимание либо на компактность, либо на производительность, то есть выбирать между MacBook Air и MacBook Pro. Сейчас же покупателям сложно понять, чем обычный MacBook отличается от MacBook Air».

jobsing-8

Apple Watch Edition

«Продажа более дорогой версии Apple Watch — это хороший способ создать ажиотаж вокруг новой категории продуктов. Но сейчас Apple Watch уже больше двух лет, поэтому пришло время убить серию Edition. Когда команда дизайнеров тратит время и деньги на модель, которая ничем не отличается от обычных часов — это трата ресурсов», — пишет Смит.

По мнению автора, компании следует переделать интерфейс Apple Watch или создать более функциональную версию продукта, а не выпускать аналогичный товар, но в корпусе из драгоценных металлов.

jobsing-5

Проект «Титан»

Несколько лет назад глава Apple Тим Кук одобрил создание самоуправляемого электромобиля. Однако согласно недавним сообщениям, разработчики столкнулись с рядом проблем, компания потеряла несколько важных сотрудников и совершила разворот в сторону разработки программного обеспечения для беспилотных автомобилей.

«Возможно это преждевременное заявление, но мне кажется, что этот проект не стоит потраченных на него усилий. Вместо этого компании следовало бы перераспределить ресурсы и сфокусировать внимание на существующих продуктах — iPhone, iPad и Mac», — пишет Смит.

Чтобы воплотить проект «Титан», компании следует дождаться появления новых технологий, которые удешевят производство. «Или же Apple следует и вовсе отказаться от проекта, поскольку она пытается охватить слишком много областей, начиная от производства телевизоров и заканчивая устройствами дополненной или виртуальной реальности», — заключает он.