Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила новое дело против представительства Apple в России, обвинив Apple в злоупотреблении положением на рынке ремонта iPhone. Жалобу подал гражданин Дмитрий Петров, обвинивший производителя в том, что в России смартфоны iPhone отказываются чинить без разрешения Apple, которая сама не поставляет запчасти для замены разбившихся экранов.

Почему подавать в суд на Apple – правильное решение:	Фото - 2

Если расследование подтвердит справедливость обвинений, то руководителю Apple грозит штраф от 15 до 20 тыс. руб., а самой корпорации — от 300 тыс. до 1 млн руб. В издании Life поддержали инициативу Петрова, полагая, что подобные иски могут изменить отношение производителя к российскому рынку.

***

Меня всегда раздражали подобные иски. Ну, казалось бы, люди работают, делают дело. И прогресс очевиден: у Apple есть интернет-магазин в России, новинки приезжают к нам не через «серовозов», как лет 5-7 назад, и с полугодовой задержкой, а в считанные дни и абсолютно легально: с сервисом и прочими ништяками. И тут вылезает какой-то очередной «самый умный» и начинает скандальное судилище с неясными перспективами по абсолютно рядовой проблеме.

Только вот ведь как получается. Когда приезжаешь на Запад и видишь, как там компании облизывают своих клиентов, то испытываешь желание, чтобы и у нас было так же. Вот заказываешь какую-то мелочь или, наоборот, что-то дорогое на Zappos или Amazon, и оно почему-то не приходит. То ли при отправке напутали, то ли почта накосячила, или на таможне что-то пошло не так. И вот пишешь ты им туда, через океан, а тебе в ответ не тишина глухая или рык тяжёлый, а извинения. И предложение деньги вернуть тотчас же или отправить ещё один экземпляр покупки.

И ты думаешь: вот ведь люди какие душевные, не то что эти, наши. Обормоты.

Вот только люди везде одни и те же.

Просто американцы очень любят ходить в суд. Вернее, любят адвокаты, а адвокатов там много, и им всем нужна работа. Но это в данном случае не имеет значения. И ходят американцы в суды десятилетиями. И подают иски: на Макдоналдс за кофе в стаканчике внезапно горячий, за двери стеклянные, нос сломавшие, за iPhone разбившийся — не предупредили, что стекло хрупкое. За посылку пропавшую — где-то потерялась, но купили-то её в магазине и способ доставки выбрали из предложенных магазином, так что чья вина-то? Конечно, магазина.

И компании в какой-то момент решили, что им проще (и дешевле) в таких вот случаях идти навстречу истцам. И менять систему, создавая режим наибольшего благоприятствования. Клиентоориентированность формируя. Наверное, среди жалующихся есть аферисты, наверняка есть. Но даже с учётом ущерба от них, всё равно дешевле. А самых рьяных жуликов ждёт тюрьма, ведь Штаты — страна юристов.

cisd-2

И вот Zappos продублирует вам посылку или вернёт деньги, Макдоналдс наклеит стикер, предупреждающий о горячем кофе внутри стакана, на стеклянных дверях появляются наклейки, помогающие нам увидеть преграду.

Разумеется, эта система сложнее. У интернет-магазинов есть биллинги, есть платёжные системы — санкций от них они боятся больше, чем решения суда. Потому что если ты не вернёшь деньги сам, то клиент вернёт их через банк и биллинг и магазин получит галочку в разделе «чарджбеки», а если галочек станет много, то биллинг перестанет обслуживать магазин, и его бизнес закончится. И это не потому, что биллинг такой хороший — просто над ним есть платёжная система, а у неё свои ведомости с галочками.

Платёжная система тоже не идеальная, и людей не то чтобы любит. Все они просто очень не любят получать иски из судов. И стараются всеми возможными способами избегать этого.

Только подавая в суд, только добиваясь защиты своих прав и создавая новые права и возможности для себя, мы будем создавать более удобную жизнь для нас всех.

Apple — отличная компания. И после решения ФАС она станет ещё чуточку лучше.