В 2017 году правительство внесёт в Госдуму поправки в закон «О защите прав потребителей». Они обяжут российских интернет-агрегаторов торговли, таких как «Яндекс. Маркет», Wikimart и российский AliExpress, защищать своих покупателей от недобросовестных продавцов.

Российский AliExpress обяжут возмещать убытки обманутым покупателям:	Фото - 3

По информации издания Life, правительственная Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции уже одобрила разработанный Роспотребнадзором законопроект, предусматривающий возмещение убытков покупателям за размещение недостоверной информации о товарах.

Под меру подпадают интернет-площадки, по договору продающие и принимающие заявки на покупку товаров различных магазинов. Их законопроект определяет как «агрегаторов товаров (услуг)». В России примерами таких площадок можно считать «Яндекс. Маркет» и Wikimart, а также отечественный аналог AliExpress, запуск которого ожидается уже в следующем году. Также законопроект обязывает агрегаторов документально подтверждать свои полномочия действовать в интересах потребителя и сообщать полную информацию о товаре.

AliExpress-3

Как следует из протокола заседания комиссии документ был одобрен. Интересно, что решение было принято, несмотря на лавину критики со стороны не только важнейших игроков рынка, но и некоторых ведомств, в том числе Минэкономразвития. Ещё в феврале «Яндекс» направил негативный отзыв на законопроект, утверждая, что на компании, являющиеся «по сути рекламоносителями», несправедливо возлагаются обязанности продавцов.

Министр связи Николай Никифоров считает, что предлагаемые нормы ставят интернет-агрегаторов в неравное положение по отношению к другим представителям электронной торговли — телемагазинам и каталогам. Кроме того, по его мнению, преимущество получат и иностранные игроки сегмента, так как не подпадают под юрисдикцию РФ. Тем не менее — законопроект был одобрен комиссией.

AliExpress-2

Чтобы избежать выплат клиентам, обманутым недобросовестными продавцами, агрегаторам наиболее выгодно разработать собственные системы защиты покупателей, как это добровольно делают eBay, Alibaba и Amazon.

«Алгоритм весьма прост — правообладатели, владеющие всей полнотой информации о производимом и распространяемом товаре, регистрируются в системе агрегатора. При поступлении обращения от правообладателя о сомнительном происхождении товара указанная позиция тут же удаляется с сайта агрегатора», – говорится в записке Роспотребнадзора.

Всего в прошлом году потребители в России совершили 160 млн интернет-покупок — на 10% больше, чем годом ранее. В среднем стоимость заказа составила 4050 рублей. Однако более 80% таких покупок пока что приходится на китайские интернет-магазины.