На фоне сокращения доходов населения России, вызванного экономическим кризисом, россияне стали гораздо чаще приобретать гаджеты в кредит. По данным «Связного», доля гаджетов, купленных жителями РФ в кредит, выросла на четверть в начале 2016 года. Другие компании и банки подтвердили динамику: причина в снижении доходов населения и стоимости займов.

Россияне стали чаще покупать смартфоны в кредит:	Фото - 2

По данным РБК, доля смартфонов и планшетов, купленных в кредит, в начале 2016 года выросла. Теперь в кредит продаётся от 10% до 25% устройств в зависимости от типа продукции, хотя ещё год назад доля составляла 9–18 %.

В «Евросети» доля проданных в кредит товаров за прошедший год выросла на 22% за год. Клиенты розничной сети «Билайна» приобрели на заёмные средства на 21% больше устройств, чем годом ранее, у «Эльдорадо» за аналогичный период этот показатель подскочил на 60%. У «МегаФона» доля гаджетов, отпущенных под рассрочку, в период за январь-апрель 2016 года достигла 21%, хотя в среднем за 2015 год была вдвое меньше.

«Рост доли кредитных покупок напрямую вызван сокращением реальных доходов населения», — говорит Заикина из «Связного». С этим согласны в «Евросети»: «Цены на большинство продуктов возросли, в то время как зарплаты у большей части населения остались на докризисном уровне». Среди других факторов, сказавшихся на увеличении «кредитных покупок», повышение цен на товары, волатильность курса рубля и последующий рост инфляционных ожиданий, перечисляют в «Хоум Кредит».

kredit-2

В основном на заёмные средства россияне покупают смартфоны. К примеру, в «Связном» около 25% устройств продаётся с привлечением займов. Также ритейлер продаёт в кредит 10–16% ноутбуков и 11% планшетов. В «Евросети» доля проданных в кредит смартфонов выросла на 23%. У «М.Видео» доля «кредитных» смартфонов за год выросла вдвое, а планшетов и ноутбуков — на 25 % и 17 %.

Рост спроса на покупку техники в кредит отмечают и в финансовых организациях. Так, число кредитов на покупку бытовой электроники в банке «Хоум Кредит» выросло в 1,8 раза в январе-апреле 2016 года по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. И это несмотря на высокие кредитные ставки, которые у ритейлеров исчисляются десятками процентов. К примеру, у «Связного» самая низкая ставка по кредиту — 21,14% годовых, а у «М.Видео» — 31,7%. По данным ЦБ России, средняя ставка по кредитам физлицам на срок до года по 30 крупнейшим банкам в феврале составила 23,8 %.