В IV квартале 2015 г. продажи iPhone на мировом рынке смартфонов год к году снизились на 4,4% до 71,5 млн устройств, утверждает американская исследовательская компания Gartner. Это первое в истории смартфона Apple падение продаж.

iPhone стали слишком дорогими для развивающихся рынков:	Фото - 3

Данные Gartner не совпадают с официальной информацией, которую Apple представила в своей последней отчетности (четвертый квартал 2015 года у американской компании считается первым кварталом нового финансового года). С октября по декабрь 2015 года было продано 74,8 млн iPhone против 74,5 млн годом ранее, следовало из отчетности Apple. Расхождения в данных представитель Gartner объясняет тем, что Apple считает проданными и те смартфоны, которые еще находятся у ритейлеров, а Gartner учитывает только проданные конечному покупателю гаджеты.

По оценкам аналитиков, в октябре-декабре 2014 года Apple заняла первое место в мире по продажам смартфонов с 74,8 млн устройств (Samsung, занявшая второе место, продала чуть более 73 млн). Год спустя Samsung сместила Apple с лидерской позиции – компаниям удалось продать 83,4 млн и 71,5 млн аппаратов. Доля Apple на рынке смартфонов в штуках в IV квартале 2015 года снизилась, составив 17,7% против 20,4% в годом ранее. Доля Samsung выросла с 19,9 до 20,7%. В целом в 2015 г. доля iPhone на мировом рынке выросла на 0,5 п. п. до 15,9%, в абсолютном выражении продажи iPhone увеличились на 18% до 225,8 млн.

Агрессивная ценовая политика местных B-брендов и китайских производителей в среднем и бюджетном сегменте развивающихся рынков привела к тому, что покупатели стали покупать более доступные смартфоны взамен старых, рассуждает директор по исследованиям Gartner Аншул Гупта.

«Бюджетные смартфоны в развивающихся странах и сильный спрос на премиальные устройства остаются основными факторами роста», — заявил Гупта. По его мнению, главный фактор, который негативно сказался на продажах производителей, включая Apple, — курсовые колебания валют.

iPhone стали слишком дорогими для развивающихся рынков:	Фото - 3

Колебания валют серьезно влияют на результаты Apple, поскольку 2/3 его выручки приходится на продажи за пределами США, цитировал в январе 2016 г. Bloomberg гендиректора Apple Тима Кука.

Основные рынки, включая Бразилию, Россию, Японию, Канаду, Юго-Восточную Азию, Австралию, Турцию и ЕС, затронули замедление экономического роста, падение цен на сырье и ослабление валюты, отметил он. С конца финансового 2014 г. (то есть с сентября 2014 г.), к примеру, канадский доллар, австралийский доллар, мексиканский песо и турецкая лира снизилась к доллару на 20% или более, бразильский – более чем на 40%, российский рубль -более чем на 50%: такими цифрами оперировал Кук. $100 выручки, которые в IV финансовом квартале 2014 г. Apple зарабатывала в других валютах за пределами США, в I финансовом квартале 2016 г. превратились в $85, отметил Кук.

В России доля iPhone на рынке смартфонов в IV квартале 2015 г. в штуках год к году снизилась вдвое до 7,5% (годом ранее она составляла 15%), приводят «Ведомости» слова ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина. В середине года доля iPhone была еще меньше, но ситуацию выправили восстановленные iPhone 5s, отметил он. Главная причина в том, что iPhone из-за девальвации рубля стал слишком дорогим. Снижению доли рынка способствовало и то, что первые два месяца 2015 г. на фоне обвала рубля iPhone активно не продавался в кредит, отмечает Муртазин. Наконец, давление на продажи Apple оказала ценовая война между российскими ритейлерами, начавшаяся весной 2015 г., считает он.

iPhone стали слишком дорогими для развивающихся рынков:	Фото - 3

В апреле 2015 г. МТС объявила, что будет продавать в своих салонах смартфоны по ценам, близким к себестоимости. После прекращения сотрудничества со «Связным» оператор рассчитывал таким образом привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и увеличить количество новых подключений. Побочным результатом этой войны стало то, что МТС стала основным продавцом Samsung в России – в конце весны 2015 г. продукцией компании отказались торговать «Евросеть» и «Связной». Сами ритейлеры объясняли это высоким уровнем брака, а источник, близкий к корейскому производителю, – снижением доходности от его продаж из-за ценовой войны.

В результате того, что МТС торгует смартфонами Samsung практически по себестоимости, получилось так, что самая дешевая модификация iPhone 6s стоит около 57 000 руб., а южнокорейский флагман Samsung Galaxy S6 – около 35 000 руб., что не добавляет популярности iPhone, утверждает Муртазин.