18 декабря, Apple объявила о подписании соглашения с крупнейшей в Китае платежно-клиринговой сетью UnionPay. В рамках договоренности бесконтактная платежная система Apple Pay станет доступна на кассовых аппаратах по всему Китаю. А держатели банковских карт China UnionPay смогут добавить их в Apple Pay на iPhone, Apple Watch и iPad. Как отмечает Fxteam, общее количество карт UnionPay, выпущенных в Китае и за его пределами, превысило 5 млрд, а общий объем транзакций в системе UnionPay за прошедший год составил $17,26 трлн.

Большое будущее Apple Pay:	Фото - 2

Эта новость важна для Apple по нескольким причинам. Во-первых, факт ее допуска на местный рынок финансовых услуг означает продолжение благоприятного отношения к развитию Apple со стороны китайских властей. Как уже неоднократно отмечалось, китайский рынок является важнейшим с точки зрения дальнейшего роста Apple. А учитывая тенденции переориентации экономики КНР на внутреннее потребление и рост численности среднего класса, будущие темпы роста Apple также во многом связаны с этой страной. Во-вторых, развитие сети мобильных бесконтактных платежей (NFC) Apple Pay в будущем будут неразрывно связаны с развитием смежного рынка прямых мгновенных переводов (P2P). На перспективах этих рынков и роли Apple я предлагаю остановиться подробнее.

Сейчас с помощью Apple Pay можно лишь осуществлять бесконтактную оплату в специально оборудованных торговых точках. Комиссия Apple при таких операциях составляет 0,15% от суммы каждой транзакции. Эта услуга удобна для клиента, поскольку позволяет не таскать с собой кучу кредитных и дебетных карт, а просто пользоваться смартфоном. При этом дела у Apple пока идут, прямо скажем, не лучшим образом. Согласно исследованиям InfoScout, если в «черную пятницу» прошлого года в американских магазинах, оборудованных системой Apple Pay, воспользовалось 4,6% покупателей, то в нынешнем — только 2,7%. Таким образом, налицо тренд на убывание.

Однако пока рано делать выводы о бесперспективности данного рынка. Еще в ноябре со ссылкой на The Wall Street Journal стало известно, что Apple ведет переговоры с рядом крупнейших банков США о сотрудничестве в рамках создания сервиса мгновенных, мобильных переводов денежных средств на базе Apple Pay. То, чем хочет компания дополнить приложение Apple Pay, наиболее сравнимо с Venmo от PayPal. Это бесплатный интернет-кошелек, который обеспечивает мгновенный перевод денежных средств. Кстати, уместно отметить, что по данным PayPal, за прошлый квартал пользователи Venmo перевели через эту систему $2,1 млрд.

Большое будущее Apple Pay:	Фото - 2

Непосредственно P2P-переводы не являются высокодоходным инструментом. По данным Crone Consulting, Apple не сможет зарабатывать на обслуживании прямых денежных переводов, поскольку подобные сервисы недешевы в эксплуатации, а клиенты попросту не станут платить дополнительно за их использование. Но видимо, это и не нужно. Google или Яндекс никогда не решат брать плату за услуги поиска информации в Сети, но всегда будут бороться за рынок поисковых запросов, поскольку это обеспечивает интерес пользователя к их дополнительным продуктам или услугам. Аналогичным образом P2P-переводы сами по себе не могут обеспечить рентабельного денежного потока, однако они способны повысить активность клиентов в использовании бесконтактных платежей, как основной доходной услуги Apple Pay.

Также дополнение сервиса услугами P2P-переводов послужит популяризации самих бесконтактных платежей. Если кто-то переведет вам $100 по системе Apple Pay, вы будете вынуждены активировать услугу, чтобы получить этот перевод. А после поступления этих денег вам может не понадобиться их обналичивать, поскольку ими можно оплатить покупку в оборудованном Apple Pay магазине. Такой себе вирусный маркетинг.

Еще двадцать лет назад для отправки текстового сообщения приходилось соблюдать целый ритуал: писалось и переписывалось письмо, покупались конверт и марка, а на доставку корреспонденции требовалось время. Сейчас при отправке сообщения нужно лишь выбрать способ его передачи: e-mail, WhatsApp, SMS, Skype и тому подобное. Денежные платежи, вероятно, ждет та же эволюция. Постепенно наличные деньги исчезнут, к немалой печали производителей банкоматов, и останется лишь вопрос выбора безналичной системы оплаты. При этом, я думаю, не стоит сомневаться, что в ближайшем времени смартфон останется неотъемлемым повседневным атрибутом любого человека. А значит та компания, которая сейчас предпринимает усилия по закреплению на рынках P2P-переводов и NFC-платежей, идет навстречу эволюции, и для успеха нужно лишь немного подождать.

Apple уже отвоевала немалую долю рынка смартфонов. Учитывая текущие эволюционные изменения, попытка «откусить» часть зарождающегося рынка мобильных переводов и бесконтактных платежей потенциально обеспечить компанию новым драйвером роста.