Падение российского рынка персональных компьютеров в III квартале оказалось рекордным: объем поставок ПК в Россию сократился на 45,5% в объемах и более 49% в выручке. После затоваривания в конце 2014 года покупатели не спешат с покупкой компьютеров, подорожавших с тех пор в два раза, признают участники рынка.

Поставки компьютеров в Россию рухнули на 45,5%:	Фото - 1

Как сообщает «Коммерсант», по итогам III квартала 2015 года, в Россию было поставлено порядка 1,2 млн настольных и портативных ПК, что на 45,5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем рынка в деньгах снизился на 49,2%, до $548,81 млн. «Это крупнейшее падение российского рынка ПК и в штуках, и в деньгах за всю его историю»,— сообщила старший аналитик IDC Наталья Виноградова.

Крупнейшим поставщиком ПК в России остается Lenovo (23,9%), за ней следуют Hewlett Packard (14,3%) и Asus (12,1%), а замыкают топ-5 Acer (11,3%) и DEXP (6,6%). Поставки ноутбуков за год сократились на 50,6%, до 727 тыс. штук, а число ввезенных настольных ПК упало на 36,3% относительно прошлого года и составило 518 000 штук. «На рынке ПК сохраняется тенденция к сокращению объемов поставок, которая во многом отражает общую экономическую ситуацию в стране. Дальнейшее ослабление курса национальной валюты может ухудшить перспективы развития рынка. Наиболее заметное падение спроса наблюдается в категории ноутбуков, так как именно в этом сегменте в период с 2010-2012 годов было реализовано наибольшее количество устройств. Средний срок службы компьютера увеличивается»,— говорит Наталья Виноградова.

Размеры мирового рынка ПК сокращаются более низкими темпами. По данным IDC, за третий квартал по всему миру было поставлено 71 млн ПК, что на 10,8% меньше показателей 2014 года. Лидером также была Lenovo (21% от всех поставок), за ней шли Hewlett-Packard (19,6%), Dell (14,3%), Apple (7,5%), Acer (7%).

«На продажи товаров оказывают давление как новые цены, так и высокие продажи в прошлом году. Сейчас у многих нет необходимости в обновлении устройств, и после затоваривания в прошлом году покупатели всерьез взвешивают решение о покупке новых цифровых устройств», — заявил представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. В четвертом квартале 2014 года, на фоне резких скачков курса валют и ожидавшегося в связи с этим повышения цен, продажи бытовой и компьютерной техники в России достигли максимума, перевалив за 500 млрд руб., сообщала ранее «Infoline-Аналитика».

«Текущее положение на российском рынке ПК, конечно, напрямую связано с тем, что стоимость продукции целиком и полностью зависит от курса доллара. И доходы населения не меняются так быстро, как цены на импортную продукцию»,— сказал гендиректор Acer в России Денис Кутников. При этом он отмечает, что рынок ПК в процентном соотношении упал не так сильно, как просела национальная валюта, а значит, это еще «не самый худший сценарий». «Сейчас для нас, как и для многих других коллег по рынку, есть одна верная стратегия — завозить столько товара, сколько нужно, и работать над сокращением издержек и лишних расходов»,— утверждает господин Кутников. Глава Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин отмечает, что цифровая техника никогда не являлась предметом первой необходимости. “Кроме того, за последний год цены на нее выросли в два раза из-за девальвации рубля, что, естественно, не способствует продажам. Вырос и потребительский цикл — пользователи не торопятся менять ПК даже после трех-четырех лет использования»,— говорит Мишин.