Абоненты оператора «Билайн» с прошлой недели объяснила источник проблемы в своем блоге.

Почему абоненты «Билайна» не могут дозвониться до пользователей Yota:	Фото - 3

Yota утверждает, что «Билайн» не провёл своевременное масштабирование собственной сети, недооценив динамику роста ее абонентской базы. Мобильной связью Yota пользуются более миллиона человек, не считая клиентов модемного продукта. Как заявлял в прошлом году экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский, наша цель в ближайшие пять лет — набрать около 10 миллионов клиентов.

В теории

Yota получает у своей материнской компании «МегаФон» возможность использования существующей радиосети и коммутационного оборудования. В каждом регионе РФ у компании есть свои так называемые сигнальные точки. С них производится настройка и организуются голосовые присоединения по различным направлениям. Основных направлений — три:

  • Зоновая телефония, в рамках которой обеспечивается связь между клиентами Yota и клиентами с фиксированной связью (стационарными телефонами).
  • Вызовы внутри сети Yota и вызовы на номера абонентов «МегаФона».
  • Междугородние (МГ) и международные (МН) вызовы. Именно с этим направлением и связана проблемная ситуация.

У подавляющего большинства операторов МГ/МН-направление — это межрегиональные вызовы и вызовы на международные номера. Когда внутри сети Yota совершается вызов, к примеру, из Москвы в Санкт-Петербург, он попадает в транк (trunk, магистраль) междугородней связи.

В стандартной схеме организации связи используются: ТМгУС — телефонные междугородные узлы связи и прямые транки СПС-СПС (сеть подвижной связи). Их также называют прямым присоединением.

Почему абоненты «Билайна» не могут дозвониться до пользователей Yota:	Фото - 3

Обычно операторы используют ряд прямых соединений с сетями других операторов. То есть СПС оператора А—СПС оператора Б, СПС оператора А—СПС оператора В и т.д. Однако в схеме организации связи Yota прямых присоединений нет, поскольку он являемся MVNO-оператором.
Нам это не требуется, потому основной партнёр компании организовал все присоединения в смежные сети по всей стране. По этой причине весь трафик Yota в сторону СПС-операторов (и от них) идёт через МГ-присоединение.

У каждого оператора есть свои МГ-узлы. Когда абонент «Билайна» вызывает клиента Yota, то исходящий трафик сначала поступает на МГ-узел «Билайна», а затем либо передаётся на МГ-узел «МегаФона» и далее Yota, либо идёт через альтернативных транзитных операторов. Каждый оператор вправе самостоятельно выбирать сценарии доставки вызовов своих абонентов на внешние сети, исходя из коммерческих приоритетов, качества и надежности доступных маршрутов, а также множества других критериев.

Проблема недозвона

При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договорённости об обмене трафиком между МГ-узлами каждого из операторов. Это в полной мере относится и к Yota: всем операторам во всех субъектах РФ были разосланы оповещения о том, нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки. От всех операторов, включая «Билайн», были получены подтверждения. Это стандартная и обязательная процедура, определяемая регулятором вот уже несколько лет.

Говорить, что недозвон некоторых абонентов «Билайн» на нумерацию Yota связан с существующей схемой организации связи, некорректно. Если бы это было так, у клиентов Yota с самого начала не было бы связи ни с «Билайном», ни с другими операторами. Проблема заключается в другом.

Важно понимать, что на МГ-направлении присоединения у операторов зачастую однонаправленные. То есть трафик от абонента оператора А к абоненту оператора Б идёт одним маршрутом, а обратный трафик — другим. И каждый оператор самостоятельно отвечает за организацию исходящего трафика своих абонентов на все остальные нумерации. Применительно к сложившейся ситуации — «Билайн» обеспечивает возможность совершения вызовов от их абонентов на нумерацию Yota, а Yota обеспечивает вызовы от своих клиентов на нумерацию «Билайна».

Почему абоненты «Билайна» не могут дозвониться до пользователей Yota:	Фото - 3

Нюанс в том, что каждому оператору регулярно приходится расширять присоединения к МГ-узлам других операторов. Когда у оператора растёт клиентская база, это приводит к росту исходящих звонков на нумерацию этого оператора. Если расширение не проводить, то рано или поздно пропускной способности имеющихся потоков станет недостаточно. И тогда клиенты начнут испытывать затруднения с дозвоном. Конечно, ночью и рано утром, когда нагрузка на сеть низкая, этой проблемы может и вовсе не быть или она может не носить массовый характер. Но в остальное время, когда люди начинают активно пользоваться связью, из-за перегрузки каналов будет проходить один вызов из 5-10-15, кому как повезёт.

Именно это и стало причиной того, что некоторые абоненты «Билайна» не могут дозвониться до клиентов Yota: присоединение не было своевременно расширено. На текущий момент затруднения с дозвоном из сети «Билайна» на нумерацию Yota отмечены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках.

Как рассказали в компании, в данный момент ведутся переговоры о расширении присоединений на стороне «Билайна». Успешного решения вопроса можно ожидать в ближайшее время.